ГОСТ Р ИСО 31000-2010: Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р ИСО 31000-2010: Менеджмент риска. Принципы и руководство

Терминология ГОСТ Р ИСО 31000-2010: Менеджмент риска. Принципы и руководство оригинал документа:

2.21 анализ риска (risk analysis): Процесс понимания природы риска (2.1) и определения уровня риска (2.23).

Примечание 1 - Анализ риска обеспечивает основу для оценивания риска (2.24) и решений, касающихся воздействия на риск (2.25).

Примечание 2 - Анализ риска включает определение степени риска.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.6.1]

Определения термина из разных документов: анализ риска

2.19 вероятность, возможность (likelihood): Шанс того, что что-то может произойти.

Примечание 1 - В терминологии менеджмента риска термин «вероятность» или «возможность» означает шанс того, что что-то может произойти, независимо от того, установлено ли это, измерено или определено объективно или субъективно, качественно или количественно, и описывается ли с помощью общих понятий или математически (например, как вероятность или частота за данный период времени).

Примечание 2 - Английский термин «likelihood» не имеет прямого перевода на некоторые языки: вместо этого часто используется перевод слова «probability». Однако в английском языке термин (probability) часто понимают в узком математическом смысле. Поэтому в терминологии менеджмента риска термин «likelihood» используется с той целью, чтобы придать ему настолько же широкий смысл, какой имеет слово «probability» во многих языках, кроме английского.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.6.1.1]

Определения термина из разных документов: вероятность, возможность

2.7 владелец риска (risk owner): Лицо или организационная единица, которые имеют полномочия и несут ответственность за управление рисками (2.1).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.5.1.5]

Определения термина из разных документов: владелец риска

2.10 внешняя ситуация (контекст) (external context): Внешняя среда, в которой организации стремятся к достижению своих целей.

Примечание - Внешняя ситуация (контекст) может включать:

- культурную, социальную, правовую, регулирующую, финансовую, технологическую, экономическую, естественную и рыночную среду на международном, национальном, региональном или на местном уровне;

- основные движущие силы и тенденции, влияющие на цели организации;

- взаимосвязи с заинтересованными сторонами (2.13), их ожидания и ценности.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.3.1.1]

Определения термина из разных документов: внешняя ситуация (контекст)

2.11 внутренняя ситуация (контекст) (internal context): Внутренняя среда, в которой организация стремится к достижению своих целей.

Примечание - Внутренняя ситуация (контекст) может включать:

- руководство, организационную структуру, роли и ответственности;

- политики, цели и стратегии, доступные с точки зрения их достижения;

- возможности, понимаемые в отношении ресурсов и знания (например, капитал, время, люди, процессы, системы и технологии);

- информационные системы, информационные потоки и процессы принятия решений (как формальные, так и неформальные);

- взаимосвязи с внутренними заинтересованными сторонами, их ожиданиями и ценностями;

- организационную культуру;

- стандарты, руководства и модели, принятые организацией;

- форму и содержание контрактных отношений.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.3.1.2]

Определения термина из разных документов: внутренняя ситуация (контекст)

2.25 воздействие на риск (risk treatment): Процесс модификации (изменения) риска (2.1).

Примечание 1 - Воздействие на риск может включать:

- избежание риска посредством решения не начинать или не продолжать деятельность, в результате которой возникает риск;

- принятие или увеличение риска для использования благоприятной возможности;

- устранение источника риска (2.16);

- изменение вероятности или возможности (2.19);

- изменение последствий (2.18);

- разделение риска с другой стороной или сторонами (включая контракты и финансирование риска);

- осознанное удержание риска.

Примечание 2 - Воздействие на риск, имеющий отрицательные последствия, иногда называют «смягчением риска», «устранением риска», «предупреждением риска» и «снижением риска».

Примечание 3 - Воздействие на риск может создавать новые риски или изменять существующие риски.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.8.1]

Определения термина из разных документов: воздействие на риск

2.13 заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо или организация, которые могут воздействовать, или на которые могут воздействовать, или которые считают, что на них влияет какое-либо решение или деятельность.

Примечание - Лицо, принимающее решения, может быть заинтересованной стороной.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.2.1.1]

Определения термина из разных документов: заинтересованная сторона

2.3 инфраструктура менеджмента риска (risk management framework): Набор компонентов, обеспечивающих основы и организационные меры и структуру для разработки, внедрения, мониторинга (2.28), пересмотра и постоянного улучшения менеджмента риска (2.2) в масштабе всей организации.

Примечание 1 - Основы включают политику, цели, полномочия и обязательства по управлению риском (2.1).

Примечание 2 - Организационные меры и структура включают планы, взаимосвязи, ответственность, ресурсы, процессы и деятельность.

Примечание 3 - Инфраструктура менеджмента риска встроена во все стратегические и операционные политики и практики организации.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 2.1.1]

Определения термина из разных документов: инфраструктура менеджмента риска

2.16 источник риска (risk source): Элемент, который отдельно или в комбинации имеет собственный потенциал, чтобы вызвать риск (2.1).

Примечание - Источник риска может быть материальным и нематериальным.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.5.1.2]

Определения термина из разных документов: источник риска

2.26 контроль риска (control): Мера, которая модифицирует (изменяет) риск (2.1).

Примечание 1 - Контроль риска может включать любой процесс, политику, методику, практику или другие действия, модифицирующие риск.

Примечание 2 - Контроль риска может не всегда приводить к желаемому или ожидаемому эффекту.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.8.1.1]

Определения термина из разных документов: контроль риска

2.22 критерии риска (risk criteria): Признаки, в соответствии с которыми оценивают значимость риска (2.1).

Примечание 1 - Критерии риска основываются на целях организации и внешней (2.10) и внутренней ситуации (контекста) (2.11).

Примечание 2 - Критерии риска могут быть взяты из стандартов, законов, политик и других требований.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.3.1.3]

Определения термина из разных документов: критерии риска

2.2 менеджмент риска, риск-менеджмент (risk management): Скоординированные действия по управлению организацией с учетом риска (2.1).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 2.1]

Определения термина из разных документов: менеджмент риска, риск-менеджмент

2.28 мониторинг (monitoring): Постоянная проверка, надзор, критическое наблюдение или определение состояния, с целью идентифицировать изменения относительно требуемого или ожидаемого уровня.

Примечание - Мониторинг можно применять к инфраструктуре менеджмента риска (2.3), процессу менеджмента риска (2.8), риску (2.1) или контролю риска (2.26).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.8.2.1]

Определения термина из разных документов: мониторинг

2.12 обмен информацией и консультирование (communication and consultation): Непрерывные и итерационные процессы, которые организация осуществляет для обеспечения, совместного использования или получения информации и ведения диалога с заинтересованными сторонами (2.13), касающегося управления рисками (2.1).

Примечание 1 - Информация может касаться наличия, характера, формы, вероятности или возможности (2.19), важности, приемлемости, оценивания (2.24) и воздействия на риск (2.25).

Примечание 2 - Консультирование - это двусторонний процесс квалифицированного обмена информацией между организацией и ее заинтересованными сторонами по любому вопросу, перед тем как вынести решение или перед определением направления решения этого вопроса. Консультирование - это:

- процесс, который воздействует на принимаемое решение посредством влияния, а не властных полномочий;

- отправная точка принятия решений, а не совместное принятие решений.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.2.1]

Определения термина из разных документов: обмен информацией и консультирование

2.27 остаточный риск (residual risk): Риск (2.1), сохраняющийся после воздействия на риск (2.25).

Примечание 1 - Остаточный риск может содержать в себе неидентифицированный риск.

Примечание 2 - Остаточный риск может быть также известен как «удержанный риск».

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.8.1.6]

Определения термина из разных документов: остаточный риск

2.5 отношение к риску (risk attitude): Подход организации к оценке и, в конечном счете, к использованию благоприятных возможностей, удержанию, принятию или недопущению риска (2.1).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.7.1.1]

Определения термина из разных документов: отношение к риску

2.24 оценивание риска (risk evaluation): Процесс сравнения результатов анализа риска (2.21) с установленными критериями риска (2.22) для определения, является ли риск (2.1) и/или его величина приемлемыми или допустимыми.

Примечание - Оценивание риска способствует принятию решения относительно воздействия на риск (2.25).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.7.1]

Определения термина из разных документов: оценивание риска

2.14 оценка риска (risk assessment): Общий процесс идентификации риска (2.15), анализа риска (2.21)и оценивания риска (2.24).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.4.1]

Определения термина из разных документов: оценка риска

2.29 пересмотр (review): Деятельность, предпринимаемая для определения пригодности, адекватности и результативности предмета рассмотрения для достижения установленных целей.

Примечание - Процедуры пересмотра можно применять к структуре менеджмента риска (2.3), процессу менеджмента риска (2.8), риску (2.1) или контролю риска (2.26).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.8.2.2]

Определения термина из разных документов: пересмотр

2.6 план менеджмента риска (risk management plan): Документ в инфраструктуре менеджмента риска (2.3), определяющий подход, элементы управления и ресурсы, используемые при менеджменте риска (2.1).

Примечание 1 - Элементы менеджмента риска обычно включают процедуры, практики, распределение обязанностей и ответственности, последовательность и время деятельности.

Примечание 2 - План менеджмента риска может применяться для конкретного продукта, процесса и проекта, а также к части или ко всей организации.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 2.1.3]

Определения термина из разных документов: план менеджмента риска

2.4 политика менеджмента риска (risk management policy): Заявление общих намерений и направлений деятельности организации в отношении менеджмента риска (2.2).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 2.1.2]

Определения термина из разных документов: политика менеджмента риска

2.18 последствие (consequence): Результат события (2.17), влияющий на цели.

Примечание 1 - Событие может привести к ряду последствий.

Примечание 2 - Последствие может быть определенным или неопределенным, может иметь положительные и отрицательные влияния на цели.

Примечание 3 - Последствия могут выражаться качественно или количественно.

Примечание 4 - Первоначальные последствия могут усиливаться за счет эффекта домино.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.6.1.3]

Определения термина из разных документов: последствие

2.20 профиль риска (risk profile): Описание какого-либо набора рисков (2.1).

Примечание - Такой набор может включать риски, которые относятся ко всей организации, ее части или определенные иным образом.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.8.2.5]

Определения термина из разных документов: профиль риска

2.8 процесс менеджмента риска (risk management process): Систематическое применение политик, процедур и практик менеджмента к деятельности по обмену информацией, консультированию, установлению ситуации (контекста) и идентификации, анализу, оцениванию, воздействию на риск, мониторингу (2.28) и пересмотру риска (2.1).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.1]

Определения термина из разных документов: процесс менеджмента риска

2.1 риск (risk): Влияние неопределенности на цели.

Примечание 1 - Влияние - это отклонение от того, что ожидается (положительное и/или отрицательное).

Примечание 2 - Цели могут иметь различные аспекты (например, финансовые и экологические цели и цели в отношении здоровья и безопасности) и могут применяться на различных уровнях (стратегических, в масштабах организации, проекта, продукта или процесса).

Примечание 3 - Риск часто характеризуется ссылкой на потенциально возможные события (2.17) и последствия (2.18) или их комбинации.

Примечание 4 - Риск часто выражают в виде комбинации последствий событий (включая изменения в обстоятельствах) и связанной с этим вероятности или возможности наступления (2.19).

Примечание 5 - Неопределенность - это состояние, заключающееся в недостаточности, даже частичной, информации, понимания или знания относительно события, его последствий или его возможности.

[Руководство ИСО 73:2009, определение 1.1]

Определения термина из разных документов: риск

2.17 событие (event): Возникновение или изменение ряда конкретных обстоятельств.

Примечание 1 - Событие может иметь одно или несколько происхождений и может иметь несколько причин.

Примечание 2 - Событие может заключаться в том, что какое-то явление не имело места.

Примечание 3 - Иногда событие может рассматриваться как «инцидент» или «несчастный случай».

Примечание 4 - Событие без последствий (2.18) можно также рассматривать как «случайное избежание», «инцидент», «почти опасное или опасное», «почти произошедшее».

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.5.1.3]

Определения термина из разных документов: событие

2.23 уровень риска (level of risk): Величина риска (2.1) или комбинации рисков, выраженная как комбинация последствий (2.18) и их вероятности или возможности (2.19).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.6.1.8]

Определения термина из разных документов: уровень риска

2.9 установление ситуации (контекста) (establishing the context): Определение внешних и внутренних параметров, принимаемых во внимание при управлении риском, и установление области применения и критериев риска (2.22)для политики менеджмента рисков (2.4).

[Руководство ИСО 73:2009, определение 3.3.1]

Определения термина из разных документов: установление ситуации (контекста)

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»